На главную страницу
Информационный портал фонда "ШАГИ"

главная
новости
архив
журналы
публикации
справочная
фотогалерея
знакомства
рассылка
ссылки
полезное
наши баннеры
результаты опросов
медицинские статьи

Поиск по сайту


Авторизация

Логин  
Пароль  
Запомнить меня

Забыли пароль?
Регистрация





Наши партнеры: Качественная и надежная канализационная гофрированная труба в Москве недорого у нас


Главная / Публикации / Исследования

ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УЯЗВИМОГО К ВИЧ/СПИДу»

Версия для печати Версия для печати

© 2006 г.    Е.Н. Капустина


Региональный общественный благотворительный фонд
борьбы со СПИДом «Шаги», 105062 Москва, а/я 302;
электронная почта: editor@hiv-aids.ru




«Российская Федерация – социальное государство,
политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека…
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…»
(из статьи 7 Конституции РФ)




Раздел I

Целью настоящего обзора является анализ законодательства Российской Федерации, в области предупреждения, лечения ВИЧ/СПИДа, а также в иных областях, затрагивающих права и интересы граждан, по проблеме ВИЧ/СПИДа; выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства России в указанных направлениях. Отдельно будут рассмотрены случаи дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в целях анализа названных случаев с правовой точки зрения.

В обзоре определены следующие источники правового регулирования:
• федеральные законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации*;
• законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Субъектов РФ, правовые акты министерств и ведомств Субъектов РФ.

Области законодательства обширны: это законодательство в области здравоохранения, бюджетное законодательство, жилищное, семейное, трудовое, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, законодательство об административных правонарушениях и т.д.
Один человек есть неотъемлемое звено в цепи движущей части машины развития всего человечества. Охрана здоровья своего гражданина – это обязанность каждого государства. В Российской Федерации эта обязанность закреплена в основном законе – Конституции РФ. Первичным показателем такой обязанности является уровень ее правового регулирования. Безусловно, это не говорит о том, что уровень здравоохранения поднимается только благодаря правовой основе, но она есть предпосылка росту уровня здравоохранения в целом.
Бюджетное законодательство в обзоре рассматривается лишь в той части, в коей определены объемы финансирования государственных программ в области ВИЧ/СПИДа, что дает ясное понятие степени реализации определенных государством программ.
Жилищное законодательство – в части предоставления льгот при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Семейное – в части соблюдения законных прав и интересов лиц, вступающих в брак.
Трудовое – в части определения ряда ограничений на занятие отдельными видами деятельности.
Уголовное и уголовно-исполнительное – в части уголовных правонарушений, связанных с заражением граждан ВИЧ-инфекцией, определения условий, при которых лицо освобождается от исполнения наказания и т.д.
_________________
* Здесь и далее речь идет о законах и иных нормативных правовых актах, действующих на момент написания данного обзора.

Законодательство об административных правонарушениях – в части, касающейся сокрытия источника заражения ВИЧ-инфекцией, а также в иных случаях.
Естественно, такое деление достаточно условно, а необходимость его, на мой взгляд, заключается только в том, чтобы можно было ясно представить себе, насколько глубоко проблема ВИЧ/СПИДа вошла в нашу повседневную жизнь.
Конечно, приводимые нормативные правовые акты направлены все же не на поиск панацеи от СПИДа, а на выработку механизма улучшения качества жизни граждан, живущих с ВИЧ/СПИДом, хотя в этом и заключается разница между медициной и юриспруденцией.


Раздел II

30 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Всю важность момента принятия этого закона можно увидеть уже в его преамбуле: «Признавая, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), приобретает массовое распространение во всем мире, остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации, создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения, а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон».

Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ по своей сути является основой политики Российской Федерации в области ВИЧ/СПИДа. Он определяет главные направления деятельности государства в данной области. Отныне государством гарантируется регулярное информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, а также производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях. Государством обеспечивается доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации. Рассматриваемым федеральным законом гарантированна социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство, обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции.
Реализация направлений, перечисленных в вышерассмотренном законе, также закреплена в Программе «Неотложные меры по предупреждению в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2001 года № 790 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социально-значимого характера (2002–2006 годы)». Целью данной Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИДу и предупреждение массового распространения ВИЧ-инфекции прежде всего среди молодежи.
Достижение поставленных Правительством РФ задач должно быть осуществлено путем:
• реконструкции и дооснащения современным оборудованием центров по профилактике и борьбе со СПИДом;
• укрепления материально – технической базы центров по профилактике и борьбе со СПИДом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• совершенствования эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией;
• создания постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ/СПИДа, в том числе:
- разработки, издания и распространения санитарно-просветительных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, адаптированных к различным группам населения;
- создания и трансляции по государственным каналам телевидения и радиовещания тематических передач по проблеме ВИЧ/СПИДа;
- распространения видеофильмов и видеоклипов для трансляции по каналам местного телевидения;
- широкого внедрения в практику лечебно-профилактических учреждений консультаций на индивидуальной анонимной основе, развития добровольного тестирования, организации и проведения кампаний по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи;
- разработки и внедрения единой компьютерно-аналитической системы учета и отчетности, распространения оперативной эпидемиологической информации, подготовки предложений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- обеспечения безопасности донорской крови, органов и тканей путем проведения карантина донорской крови и ее препаратов;
- сокращения платного донорства и проведения рекламных кампаний по привлечению к участию в донорстве лиц, не заинтересованных в материальном вознаграждении;
- внедрения в лечебно-профилактических учреждениях современных методов дезинфекции;
- приобретения для персонала лечебно-профилактических учреждений, работающего в условиях высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, защитной одежды и профилактических препаратов;
- обеспечения современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний на основе закупок наиболее эффективных тест-систем, в том числе для экспресс-диагностики этой инфекции в родовспомогательных учреждениях, отделениях трансплантации органов и тканей, а также препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
- повышения качества диагностики и лечения обвиняемых и осужденных к лишению свободы, прежде всего за счет обеспечения лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы тест-системами и препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
- социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей путем создания кабинетов психологической помощи и социальной поддержки в территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом с привлечением к этой работе соответствующих специалистов;
- организации домов ребенка для ВИЧ-инфицированных детей, от которых отказались родители, обеспечения деятельности оздоровительного лагеря для ВИЧ-инфицированных детей;
- проведения фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам эпидемиологии, профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции, направленных прежде всего на разработку современных методик эпидемиологического надзора, новых диагностических и профилактических препаратов;
- подготовки медицинских кадров по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; распространение информационно-методических материалов, разработки и внедрения специальных программ для студентов медицинских вузов.

Основные положения о порядке обеспечения ВИЧ-инфицированных граждан лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецепту врача, определены приказом Минздравсоцразвития от 5 декабря 2005 года № 757 «О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией».
В соответствии с данным приказом обеспечению лекарственными средствами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции. Обеспечение ВИЧ-инфицированных граждан лекарственными средствами осуществляется по назначению врача Центра СПИД или ЛПУ с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.

Выдача лекарственных средств пациентам осуществляется центрами СПИД, ЛПУ или аптечными учреждениями на основании рецептов врачей. Центр СПИД и ЛПУ информируют пациента о возможности получения лекарственных средств в аптечных учреждениях, осуществляющих обеспечение лекарственными средствами больных ВИЧ-инфекцией.

Лечение граждан осуществляется в соответствии с рекомендованными стандартами медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, в том числе с использованием лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года № 2343-р. Обеспечение лекарственными средствами центров СПИД, ЛПУ, аптечных учреждений осуществляется на основании заявки, составленной в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и представляемой ежегодно в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированные граждане России обладают полным набором прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, за исключением лишь тех прав и обязанностей, которые прямо указаны в действующих федеральных законах. Так, например, статьей 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд, но в то же время пунктом 7 статьи 341 Трудового Кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 года № 208 предусмотрено, что ВИЧ-инфицированные граждане не могут работать в представительствах России за границей. А вот другой пример: защита Отечества согласно статье 59 Конституции РФ – это долг каждого гражданина РФ. Но в соответствии с рядом положений Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» наличие ВИЧ-инфекции является основанием для освобождения гражданина от призыва или увольнения его с военной службы.

Предусмотренные законодательством ограничения ВИЧ-инфицированных граждан в правах и обязанностях стоит рассматривать как соблюдение государством интересов и самих людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и других граждан.

Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» устанавливает меры социальной защиты ВИЧ-инфицированных граждан. Так в соответствии со статьей 18 данного закона Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных – несовершеннолетних имеют право на: совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию, сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного – несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста, время ухода за ВИЧ-инфицированным – несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж. ВИЧ-инфицированным – несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными – несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данный перечень мер социальной защиты не является исчерпывающим. Дополнительные меры устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Еще одним фактом, доказывающим увеличение интереса государства к проблеме ВИЧ/СПИДа, является уровень государственных расходов. В бюджете Российской Федерации на 2006 год на борьбу с ВИЧ-инфекцией и на оказание помощи ВИЧ-инфицированных планируется потратить более 3,1 миллиарда рублей. Для сравнения – в 2005 году на эти цели было в общей сложности выделено около 130 миллионов рублей.

Далее рассмотрим ряд нормативных правовых актов, в которых проблеме ВИЧ/СПИДа также уделено внимание.
В Российскую Федерацию из-за границы ежегодно приезжают миллионы иностранцев и лиц без гражданства. Часть из них – туристы, часть приезжает в поисках работы, а кто-то приезжает в Россию на постоянное жительство. По общему правилу иностранные граждане и лица без гражданства при получении российской визы на въезд при условии пребывания на территории России сроком более 90 дней должны предоставить в дипломатическое представительство Российской Федерации сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Наличие у иностранного гражданина упомянутого сертификата также необходимо при оформлении вида на жительство, разрешения на временное проживание на территории России и на осуществление трудовой деятельности (см. Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации»).

Как уже было ранее отмечено, проблема ВИЧ/СПИДа встречается в различных отраслях права. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены три состава преступления, имеющих отношение к ВИЧ-инфекции.
Первый состав – заражение ВИЧ-инфекцией (статья 122). Данная норма предусматривает уголовную ответственность за:
1) заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией;
2) заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него такого заболевания;
3) заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Особое внимание стоит уделить составам преступления, перечисленным в пунктах 1 и 2. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» статья 122 была дополнена примечанием следующего содержания: «Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения», что, безусловно, является новеллой в уголовном законодательстве России.
Второй состав – это изнасилование, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (статья 131).
Третий – насильственные действия сексуального характера, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (статья 132).
Помимо составов преступления общей частью Уголовного кодекса РФ предусмотрено освобождение от наказания в связи с болезнью гражданина. Данное положение также закреплено в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, а непосредственно перечень болезней, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Таким образом, от дальнейшего отбывания наказания освобождаются ВИЧ-инфицированные граждане со стадией вторичного заболевания в виде генерализованной инфекции, злокачественного новообразования или поражения центральной нервной системы.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен один состав правонарушения, связанный с ВИЧ – сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями. Данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла: лицо должно знать о наличии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, и осознавать степень вреда, который может быть причинен сокрытием информации об источнике инфицирования.

Не обошло вниманием проблему ВИЧ/СПИДа и законодательство в области семейных отношений. Так статьей 15 Семейного кодекса в РФ установлено, что один из супругов в случае сокрытия другим супругом наличия у него ВИЧ-инфекции вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. Однако стоит помнить, что срок исковой давности по подобным обращениям составляет три года с момента заключения брака.
Семейное законодательство помимо правоотношений между супругами также регулирует правоотношения в области усыновления (удочерения) детей, предусматривая для отдельных категорий граждан определенные ограничения. В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса РФ и «Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 542) не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями) лица, страдающие инфекционными заболеваниями до снятия с диспансерного учета, а также заболеваниями и травмы, приведшими к инвалидности I и II группы, исключающими трудоспособность. В 2005 году Главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко на рассмотрение Правительства РФ было внесено предложение ограничить приведенный перечень в отношении ВИЧ-позитивных граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка только стадиями ВИЧ-инфекции, которые приводят к стойким выраженным расстройствам функций организма, а больным в связи с ними присваивается соответствующая группа инвалидности. Аргументация такого предложения заключается, прежде всего, в отсутствии прямой угрозы заражения ВИЧ-инфицированным приемным родителем усыновляемого ребенка. Тем более что, например, рождение ВИЧ-инфицированной матерью ребенка ни в коем случае не влечет лишение ее родительских прав. Так почему возможности усыновить ребенка лишаются люди (пусть и ВИЧ-позитивные), способные вырастить ребенка в любящей атмосфере? К сожалению, данные предложения своего отражения во внесении изменений вышеуказанного постановления так и не нашли.

Наконец, обратим внимание на жилищное законодательство. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» ВИЧ-инфицированные дети имеют право на дополнительную жилую площадь в размере нормы предоставления.
Особое внимание при анализе жилищного законодательства в рамках изучаемой проблематики уделим предоставлению гражданам жилых помещений по договору социального найма. Дело в том, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 и пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди. Перечень соответствующих заболеваний должен устанавливаться Правительством Российской Федерации. К настоящему времени такой документ не принят. Зато действует Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». В утвержденные названным Постановлением Правительства РФ перечни входит и заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека. По имеющейся судебной практике при обращении граждан в суд общей юрисдикции с требованием о предоставлении жилого помещения вне очереди, суды ввиду отсутствия нормативного правового акта, предусмотренного ЖК РФ, по аналогии закона применяют именно вышеуказанное Постановление Правительства РФ № 715, вынося соответствующее решение в пользу истцов.




Раздел III

Теперь рассмотрим, каким образом в решении проблемы ВИЧ/СПИДа участвуют органы государственной власти субъектов РФ.
Ниже будет представлена информация о размере расходов некоторых субъектов РФ (в соответствии с утвержденным бюджетом нижеперечисленных субъектов РФ) на мероприятия, связанные с борьбой с распространением ВИЧ-инфекции, оказание социальной помощи ВИЧ-инфицированным и многое другое на 2006 год.
1. Москва – 592 700 000 рублей (Городская целевая комплексная программа по предупреждению распространения в Москве заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) «АнтиВИЧ/СПИД»).
2. Московская область – 41 500 000 рублей (подпрограмма «О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»).
3. Санкт-Петербург – 87 230 200 рублей (мероприятия по профилактике и борьбе с заболеванием, вызываемом вирусом иммунодефицита человека в Санкт-Петербурге.
4. Ленинградская область – 3 843 000 рублей (программа «Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)»).
5. Республика Алтай – 100 000 рублей (программа «Неотложные меры по предупреждению распространения в РА заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» (Анти-ВИЧ/СПИД) на 2002–2006 годы).
6. Республика Ингушетия – 3 616 000 рублей (программа «Неотложные меры по предупреждению распространения в Республике Ингушетия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД), на 2004–2006 годы»).
7. Республика Карелия – 9 335 000 рублей (подпрограмма «Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции»).
8. Республика Марий Эл – 2 500 000 рублей (республиканская программа «Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005–2008 годы «Анти-ВИЧ/СПИД»).
9. Республика Мордовия – 1 789 500 рублей (программа «Неотложные меры по предупреждению распространения в Республике Мордовия заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2002–2007 годы «Анти-ВИЧ-СПИД»).
10. Свердловская область – 58 100 000 (областная государственная целевая программа «Профилактика и ограничение распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), наркомании и алкоголизма» на 2006 год»).
11. Волгоградская область – 11 750 000 рублей (областная целевая программа «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2004–2006 годы».

Приведенные примеры показывают на сколько различаются объемы затрат субъектов РФ на борьбу с ВИЧ-инфекцией. Если Москва выделяет на эти цели более 500 миллионов рублей, то Республика Алтай…в пять тысяч раз меньше. Данная ситуация говорит только о необходимости развития внебюджетного финансирования программ, связанных с борьбой с ВИЧ-инфекцией, на оказание помощи гражданам, живущим с ВИЧ/СПИДом. Для этих целей органы государственной власти должны всячески поддерживать общественные организации, работающие в области ВИЧ/СПИДа.


В последнее время, в том числе и в связи с увеличением числа заболеваний ВИЧ-инфекцией среди граждан в возрасте до 25 лет, органы государственной власти субъектов РФ занимают более активную позицию в области молодежной политики.
Так в Москве в целях поддержки молодых граждан в сфере здоровья создаются центры анонимной профилактики, осуществляющие анонимные бесплатные обследования на ВИЧ-инфекцию; органы исполнительной власти разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по раннему выявлению, контролю и профилактике распространения ВИЧ-инфекции (Закон города Москвы от 28 января 2004 года № 4 «О молодежи»). Также в указанных целях уже более шести лет проводится целевая диспансеризация подростков. Московским правительством в целях существенного замедления распространения ВИЧ-инфекции на территории Москвы, уменьшения социально-экономических последствий от нее путем координированного осуществления комплексных мероприятий организационного и практического характера разработана и уже успешно реализуется «Городская целевая комплексная программа «АнтиВИЧ/СПИД» на 2004–2006 годы». Задачи, определенные для достижения вышеперечисленных целей, повторяют содержание задач, названных в федеральной Программе «Неотложные меры по предупреждению в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)».
Одним из «лидеров» среди российских регионов по числу ВИЧ-инфицированных граждан является Московская область. Здесь количество граждан, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляет 25% от их общего числа по стране. В связи с этим в рамках программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период 2005–2007 годов (утверждена Законом Московской области от 31 декабря 2004 года № 218/2004-ОЗ) разработана подпрограмма «О мерах по предупреждению распространения в Московской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». По итогам реализации подпрограммы планируется стабилизировать эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции на уровне 2003 года и предупредить массовое распространение заболевания прежде всего среди молодежи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 2 года произошло увеличение общего числа вновь выявленных ВИЧ-инфицированных. Наиболее быстрыми темпами этот процесс происходит в странах Восточной Европы, где на 1 января 2004 уже проживает с ВИЧ-инфекцией 1500 тыс. человек. В 1999 году их количество составляло всего 700 тыс. человек.
Во всем мире по состоянию на 1 января 2004 проживали 46 млн. человек с ВИЧ-инфекцией, из них 5 млн. человек заразились в 2003 году; ежегодно от ВИЧ/СПИД умирает 3,0 млн. человек.
В Российской Федерации эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции остается напряженной, несмотря на снижение темпов прироста новых случаев ВИЧ-инфекции в 2002–2003 гг., кумулятивное число выявленных случаев ВИЧ-инфекции в начале 2004 года уже превысило 264 тыс. человек. По оценочным данным, реальное число ВИЧ-инфицированных в России превысило 1 млн. человек.
По-прежнему наиболее рискованную группу в эпидемическом процессе ВИЧ-инфекции представляют лица, употребляющие наркотики инъекционным путем, на долю которых приходится 65% вновь выявленных случаев заражения с установленным путем передачи. Однако увеличивается доля лиц, заразившихся ВИЧ-инфекцией половым путем: в ряде регионов Российской Федерации она составила более 30%.
Анализ выполнения в ряде субъектов РФ плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, за пару предыдущих лет показал, что предпринимаемые меры по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков привели к снижению числа вновь выявленных случаев заражения. Вместе с тем наметились новые проблемы, связанные с увеличением доли полового пути передачи ВИЧ-инфекции, вовлечение в эпидемический процесс все большего количества женщин фертильного возраста, появление на свет большого количества новорожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, употребляющих наркотики, увеличение числа детей, оставленных на попечение государства, дефицит средств для нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных больных, отсутствие специализированного стационара для госпитализации ВИЧ/СПИД-больных.

Особую тревогу вызывает рост числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией половым путем. В 2003 году он составил 29% от числа всех выявленных случаев. Увеличение доли полового пути передачи ВИЧ-инфекции свидетельствует о начале выхода эпидемии из уязвимых групп в общую популяцию населения.
Перечисленные обстоятельства способствуют еще большему вовлечению органов государственной власти в разрешение проблемы распространения ВИЧ-инфекции. Основные направления государственной политики субъектов РФ в области ВИЧ/СПИДа изложены в программах, утвержденных органами государственной власти соответствующих субъектов по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции. Перечислять такие программы всех российских регионов мы не будем, так как их цели, задачи и меры, принимаемые для их реализации, в большинстве случаев очень похожи. Рассмотрим лишь некоторые их них.

Республиканская программа по снижению в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005–2007 годы («Анти-ВИЧ/СПИД»), утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2005 года № 98 предусматривает:
• усиление информационной деятельности для просвещения широких слоев населения, подростков и молодежи по вопросам ВИЧ/СПИД, пропаганды здорового образа жизни, более безопасного и ответственного сексуального поведения;
• реализацию программ по предотвращению передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку; совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциированных заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, увеличение доступности их лечения для уязвимых групп;
• совершенствование эпидемиологического мониторинга развития ВИЧ-инфекции на территории Республики Татарстан;
• обеспечение государственных гарантий медико-социальной защиты детей;
• обеспечение безопасности медицинских манипуляций, снижение риска профессионального заражения ВИЧ-инфекцией;
• противодействие дискриминации и стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и уязвимых групп; совершенствование нормативной базы для обеспечения выполнения Республиканской программы по снижению в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005–2007 годы («Анти-ВИЧ/СПИД»);
• привлечение некоммерческих организаций, ВИЧ-инфицированных, общественности, международных благотворительных организаций, внебюджетных ресурсов для противодействия распространению ВИЧ-инфекции и многое другое.

Особое внимание хочу обратить именно на проведение разъяснительной работы с населением (особенно молодежью) и противодействие дискриминации ВИЧ-позитивных граждан. Позднее мы еще вернемся к этой теме.
Интересна и свердловская областная программа «Профилактика и ограничение распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), наркомании и алкоголизма» на 2006 год (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 30 июня 2005 г. № 521-ПП). А именно она интересна тем, что особое внимание в названной программе уделяется техническому переоснащению медицинских учреждений, различных центров, работающих с ВИЧ-позитивными гражданами, предусмотрено издание разнообразных пособий, брошюр, листовок – информирование населения.
Также особое внимание вопросу информирования населения отведено и в республиканской программе по предупреждению распространения в заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) «Анти-ВИЧ/СПИД», на 2004–2008 годы в Удмуртской Республике (утверждена Постановлением Государственного совета от 30 сентября 2003 года № 71-III). Так одним из разделов программы предусмотрено:
• оформление социальной рекламы на общественном транспорте, изготовление рекламных щитов;
• прокат на каналах республиканского телевидения и радио существующих видеороликов, тематических теле- и радиопередач, а также изготовление новых; разработка и издание печатных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции (буклеты, памятки, брошюры), в первую очередь среди неработающего населения, а также по профилактике вертикального пути передачи; разработка и внедрение программы обучения специалистов образования, правоохранительных органов, культуры, социологов, психологов, работников средств массовой информации и др. по проблемам профилактики ВИЧ/СПИДа;
• внедрение во всех учреждениях системы образования дифференцированных программ формирования у молодежи навыков здорового образа жизни, обучения методам защиты от заражения ВИЧ/СПИД, отрицательного отношения к наркотикам;
• осуществление совместных проектов с печатными и электронными средствами массовой информации по профилактике ВИЧ-инфекции (теле-, радиомарафоны, издание спецвыпусков городских и республиканских газет и журналов и др.);
• проведение ежегодного конкурса «Журналисты против наркомании и СПИДа»;
• организация в библиотеках и клубных учреждениях распространения буклетов и плакатов об эпидемии СПИДа и его профилактике, проведение выставок книг, пропагандирующих здоровый образ жизни, встречи и беседы со специалистами здравоохранения, демонстрации в кинотеатрах научно-популярных, документальных и художественных фильмов, повествующих об эпидемии СПИДа, а также в целях оказания помощи больным СПИДом проведение в учреждениях культуры и искусства различных акций, в том числе благотворительных концертов.

Особую тревогу сегодня вызывает увеличения числа ВИЧ-инфицированных женщин. Подобное явление свидетельствует о переходе возбудителя в гетеросексуальную среду и нарастания количества детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Риск развития ВИЧ-инфекции у новорожденных, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, может варьировать от 15 до 50% и зависит от величины вирусной нагрузки в крови беременной, состояния ее иммунной системы и времени инфицирования ВИЧ. Факторами, увеличивающими риск заражения плода в родах, являются: длительный безводный период (свыше 4-х часов), продолжительные роды, разрывы, инвазивный мониторинг плода, кормление его грудным молоком, инфицирование женщины во время беременности.
Риск интра- и перинатального заражения вирусом иммунодефицита может быть снижен до 5–8% при своевременном использовании специфической антиретровирусной терапии у беременной ВИЧ-инфицированной женщины и новорожденного. В связи с эти в ряде регионов России проводятся мероприятия по отслеживанию всех случаев беременности ВИЧ-инфицированных женщин, проводится дополнительное их наблюдение, терапия, а также наблюдение уже родившихся детей.
Так, например, в Свердловской области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения области от 3 августа 2005 года № 333-П «О мерах по обеспечению квалифицированной лечебно-профилактической помощью ВИЧ-инфицированных беременных женщин и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей» в вышеназванных целях проводятся:
а) двукратное обследование всех беременных женщин на наличие ВИЧ-инфекции с целью профилактики ВИЧ-инфекции у новорожденных, при постановке на учет в женской консультации и в третьем триместре беременности;
б) совместное диспансерное наблюдение ВИЧ-инфицированных беременных женщин врачом-инфекционистом и акушером-гинекологом до и после родов с привлечением других специалистов;
в) обязательное клинико-диагностическое обследование всех детей в 6-месячном возрасте, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, на территориях проживания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. Региональное законодательство, в основном, идет «след в след» федеральному. С одной стороны это препятствует возникновению случаев явного нарушения норм, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так называемого «местного правового произвола». С другой – это явно свидетельствует об отсутствии у органов государственной власти субъектов РФ каких-либо инициатив по развитию законодательного регулирования борьбы с ВИЧ-инфекцией, дополнительных мер социальной поддержки граждан, живущих с ВИЧ/СПИДом. Одним из главных направлений, в котором необходимо работать и федеральным, и региональным властям – это стимулирование подключения к общему делу профилактики ВИЧ-инфекции некоммерческих организаций.



Раздел IV

В данном разделе будут рассмотрены некоторые примеры дискриминации ВИЧ-позитивных граждан. Часть из приведенных ниже примеров взята из реальных жизненных ситуаций, приведенных непосредственно людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом.
Но для начала давайте зададим вопрос: а что порождает такое явление как дискриминация? Ответ будет прост – страх. Страх заражения заболеванием, исцелять которое еще никто не научился. А сам страх, на мой взгляд, есть следствие отсутствия информации относительно передачи заболевания от человека к человеку. Сегодня остаются еще люди, которые искренне уверены в том, что передача ВИЧ-инфекции возможна путем поцелуя или даже путем рукопожатия.
Факты дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны работодателей и медработников были не так давно выявлены в Вологодской области. Часть людей сталкивается с проблемами при приеме на работу либо при получении медицинской или социальной помощи. Страдают даже родственники ВИЧ-инфицированных. Так, например, муж, не являющийся ВИЧ-инфицированным, проживает с женщиной, у которой диагноз выставлен, был уволен с работы. Такие действия работодателя незаконны. Увольнение работника должно быть мотивировано, а перечень оснований для увольнения работника определен трудовым законодательством.
Похожий случай с увольнением произошел в Оренбургской области. Молодой человек по имени Павел устроился на работу грузчиком. За короткий период сделал в организации карьеру, получил должность менеджера по продажам. Но в один прекрасный момент работодателю стало известно о наличии у Павла ВИЧ-инфекции. Итог – увольнение.
Все в той же Вологодской области известны факты отказа детских домов от приема детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, на том основании, что «нам спидные дети не нужны». Такие факты являются прямым нарушением федерального законодательства о ВИЧ и СПИДе. В результате недостаточной подготовки медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.
В Ростовской области в косвенной дискриминации были замечены некоторые печатные средства массовой информации. В них были опубликованы статьи о выявлении в области случаев массового умышленного заражения граждан ВИЧ-инфекцией. Подобная информация, если отсутствуют документальные подтверждения, только усугубляет дискриминационную обстановку и нагнетает атмосферу страха среди граждан.

Еще одним из видов нарушений, приобретших сегодня массовый характер, стало несоблюдение врачебной тайны, когда фамилия человека, прошедшего тестирование, сразу становится известна, например, в учреждении по наркоконтролю. Также известны случаи, когда результаты медицинского тестирования пациентам сообщались во всеуслышание прямо в коридоре медицинского учреждения!
Конечно, ущемление прав ВИЧ-инфицированных граждан есть явление недостойное существования в современном государстве. Безусловно, цивилизованному человеку понятно, что с таким явлением необходимо бороться, но борьба эта должна нести не столько пенитациарный характер, сколько просветительский. Нельзя уничтожить дискриминацию, пересажав или обложив огромными штрафами всех, кто допускает ущемление прав ВИЧ-инфицированных. Необходимо разъяснять людям, что это за заболевание, как оно передается, как развивается в данной области медицина. Отрадно, что во многих регионах с подачи федерального центра вводятся ознакомительные курсы в рамках образовательных программ.

Подводя итоги, можно сказать, что цель работы достигнута. Изучен ряд нормативных правовых актов, определяющих общее направление государственной политики в области предупреждения ВИЧ-инфекции, оказания социальной, медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам. В процессе изучения были рассмотрены законы и другие нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней.

В заключение хочется выразить надежду на дальнейшее развитие правового обеспечения процесса борьбы с ВИЧ-инфекцией. Вместе с тем не стоит забывать, что законодательная работа в данной области – это лишь малая часть во всем процессе борьбы с заболеванием. Куда сложнее и объемнее реализация на практике существующего законодательства. Но этот уже тема для другого обзора.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
2.    «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
3.    Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
4.    Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
5.    Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 856 «Об утверждении правил обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях».
6.    Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
7.    Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 № 794 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».
8.    Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание».
9.    Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 877 «Об утверждении перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров».
10.    Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 № 221 «Об утверждении правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
11.    Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1017 «Об утверждении правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
12.    Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2005 № 2343-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».
13.    Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2005 № 757 «О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией».
14.    Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».
15.    Приказ МВД РФ от 14.04.2003 № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство».
16.    Приказ Минздравмедпрома РФ от 30.10.1995 № 295 «О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ».
17.    Закон города Москвы от 9 ноября 2005 года № 56 «О бюджете города Москвы на 2006 год».
18.    Постановление Правительства Москвы от 25.05.2004 № 339-ПП «О городской целевой программе «Молодежь Москвы» (2004–2006 гг.)».
19.    Постановление Правительства Москвы от 31.07.2001 № 699-ПП «О неотложных мерах борьбы с ВИЧ-инфекцией в г. Москве».
20.    Распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50%-ной скидкой».
21.    Распоряжение Правительства Москвы от 25.10.2005 № 2124-РП «О создании общественного совета по борьбе с ВИЧ/СПИДом и профилактике особо опасных инфекционных заболеваний в г. Москве».
22.    Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 31.07.2000 № 595-РЗП «О создании рабочей группы по доработке программы по предупреждению заболевания, передаваемого ВИЧ-инфекцией».
23.    Приказ Департамента здравоохранения от 25.07.2003 № 466 «О временном порядке проведения медицинского обследования иностранных граждан для получения разрешения вида на жительство (временное проживание) на территории Российской Федерации».
24.    Приказ Комитета здравоохранения от 08.01.2002 № 5 «Об организации обеспечения лекарственными средствами, жизненно необходимыми больным муковисцидозом, ВИЧ-инфекцией и СПИДом, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно».
25.    Письмо ЦГСЭН в г. Москве от 02.03.2000 № 16-2-78 «Об обязательных профилактических медицинских осмотрах».
26.    Приказ Департамента здравоохранения от 15.12.1995 № 733 «О постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев».
27.    Приказ Руководителя Департамента здравоохранения от 26.08.2005 № 348 «ОБ обеспечении отдельных категорий жителей города Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50%-ной скидкой».
28.    Приказ Комитета здравоохранения от 17.09.2001 № 413 «О реализации постановления Правительства Москвы от 31 июля 2001 года № 699 «О неотложных мерах борьбы с ВИЧ-инфекцией в г. Москве».
29.    Приказ Комитета здравоохранения от 03.12.1998 № 639 «О дополнительных мероприятиях по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы, занимающихся вопросами заготовки, обследования и использования донорской крови».
30.    Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 16.03.1998 № 4 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и заболеваний, передаваемых половым, в г. Москве».
31.    Приказ Департамента здравоохранения от 28.06.1996 № 404 «О дополнительных мерах по совершенствованию профилактики ВИЧ-инфекции в г. Москве».
32.    Закон Московской области от 17.02.2006 № 22/2006-ОЗ «Об областной целевой программе «Молодое поколение Подмосковья на 2006–2008 годы».
33.    Закон Московской области от 31.12.2004 № 218/2004-ОЗ «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период 2005–2007 годов».
34.    Закон Московской области от 14.11.2005 № 241/2005-ОЗ «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2006 год».
35.    Постановление Правительства МО от 24.02.2005 № 119/7 «О программе правительства Московской области «Дети Подмосковья на период 2005–2007 годов».
36.    Приказ ЦГСЭН МО от 29.08.2003 № 270а п/с «О концепции и программе развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Московской области на 2003–2007 годы».
37.    Постановление Главного государственного санитарного врача по МО от 21.03.2000 № 2 «О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Московской области».
38.    Областной Закон Ленинградской области от 10.11.2004 № 85-ОЗ «О региональной целевой программе «Молодежь Ленинградской области» на 2005–2008 годы».
39.    Постановление Правительства Ленобласти от 30.12.2004 № 325 «Об обеспечении бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Ленинградской области».
40.    Приказ Комитета по здравоохранению Ленобласти от 26.12.2005 № 285 «Об организации обеспечения лекарственными препаратами больных с ВИЧ-инфекцией».
41.    Приказ Комитета по здравоохранению Ленобласти от 14.07.2005 № 171 «О совершенствовании оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям, родившимся от ВИЧ-инфицированных матерей».
42.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 19.11.2002 № 420-р/32 «Об активизации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции».
43.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 04.02.2002 № 29-р/4 «О совершенствовании оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям, родившимся от ВИЧ-инфицированных матерей».
44.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 21.11.2000 № 394-р/39 «О совершенствовании оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам в Санкт-Петербурге».
45.    Приказ Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга и Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 29.12.95 № 681/264 «Об организации медицинского освидетельствования населения для выявления ВИЧ-инфекции».
46.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2005 № 477-р «О мероприятиях по реализации приоритетного национального проекта Российской Федерации в сфере здравоохранения».
47.    Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 № 715 «О плане мероприятий по профилактике и борьбе с заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в Санкт-Петербурге на 2004–2006 годы».
48.    Постановление Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 01.03.2004 № 1 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Санкт-Петербурге».
49.    Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 16.05.2002 № 788-ра «О разработке программы создания вакцины против ВИЧ/СПИД и долгосрочного профилактического сопровождения лиц, подвергающихся высокому риску заражения ВИЧ-инфекцией».
50.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от 29.12.2000 № 432-р «Об активизации работы по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании среди населения».
51.    Распоряжение Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга и Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 27.04.2000 № 149-р/15 «О мерах по усилению борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в Санкт-Петербурге».
52.    Приказ Комитета по здравоохранению мэрии Санкт-Петербурга и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 08.07.94 № 279/162 «О совершенствовании работы по предупреждению распространения СПИДа в Санкт-Петербурге».
53.    Закон Республики Алтай от 30.12.2005 № 103-РЗ «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2006 год».
54.    Постановление Правительства Республики Алтай от 23.11.2005 № 215 «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Республики Алтай бесплатной медицинской помощи на 2006 год».
55.    Закон Республики Алтай от 03.11.1999 N 14-8 «Об охране здоровья населения Республики Алтай».
56.    Постановление Правительства Республики Алтай от 21.03.2002 № 35 «О республиканской целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 годы)».
57.    Постановление Правительства Республики Алтай от 27.12.2001 № 348 «О ходе реализации концепции развития здравоохранения Российской Федерации на территории Республики Алтай на 2001–2005 гг. и на период до 2010 года».
58.    Постановление Правительства Республики Алтай от 25.03.1999 № 92 «О ходе реализации федеральных целевых программ».
59.    Закон Республики Ингушетия от 15.04.2004 № 10-РЗ «Об утверждении республиканских целевых программ здравоохранения Республики Ингушетия».
60.    Закон Республики Ингушетия от 30.12.2005 № 48-РЗ «О республиканском бюджете на 2006 год».
61.    Закон Республики Ингушетия от 31.12.2004 № 44-РЗ «О мерах социальной поддержки лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, и специалистов, оказывающих медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным».
62.    Постановление Правительства Республики Карелия от 16.12.2005 № 141-П «О Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Республики Карелия бесплатной медицинской помощи на 2006 год».
63.    Закон Республики Карелия от 16.12.2005 № 928-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2006 год».
64.    Распоряжение Правительства Республики Карелия от 06.10.2005 № 292р-П (вместе с «Республиканской целевой программой «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2005–2008 годы»).
65.    Постановление Правительства Республики Карелия от 26.07.2005 № 86-П «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в учреждении здравоохранения, находящемся в ведении Республики Карелия, осуществляющем лечение ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях».
66.    Распоряжение Правительства Республики Карелия от 25.08.2003 № 323р-П «О Республиканской целевой программе обеспечения населения лекарственными средствами на 2004–2006 годы».
67.    Постановление Правительства Республики Карелия от 28.02.2002 № 22-П «О республиканской целевой программе «Здоровый образ жизни» на период до 2006 года».
68.    Распоряжение Правительства Республики Карелия от 03.12.2001 № 282р-П (вместе с «Совместным меморандумом Правительства Республики Карелия, Российской Федерации и Европейского Регионального Бюро Всемирной Организации Здравоохранения о сотрудничестве в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции в Республике Карелия»).
69.    Закон Республики Марий Эл от 01.12.2005 № 50-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2006 год».
70.    Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2005 № 4 «Об утверждении перечня заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно».
71.    Закон Республики Марий Эл от 30.12.2004 № 67-З «О республиканской целевой программе «Неотложные меры по противодействию распространения в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005–2008 годы «Анти-ВИЧ/СПИД».
72.    Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 51-З «Об охране здоровья граждан в Республике Марий Эл».
73.    Постановление Правительства Республики Марий Эл от 03.12.1996 № 399 «Об усилении мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа) на территории Республики Марий Эл».
74.    Постановление Правительства Республики Мордовия от 05.07.2004 № 260 «О республиканской целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Мордовия на 2004–2008 годы».
75.    Постановление Правительства Республики Мордовия от 05.10.1998 № 462 «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения Республики Мордовия».
76.    Областной Закон Свердловской области от 10.12.2005 № 106-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год».
77.    Областной Закон Свердловской области от 21.08.1997 № 54-ОЗ «О здравоохранении в Свердловской области».
78.    Областной Закон Свердловской области от 04.11.1997 № 60-ОЗ «О защите населения Свердловской области от заболеваний, передаваемых половым путем».
79.    Приказ Минздрава Свердловской области от 14.01.2004 № 29-П «О временном порядке проведения медицинского обследования иностранных граждан, проживающих на территории Свердловской области, для получения разрешения на проживание на территории Российской Федерации».
80.    Постановление Правительства Свердловской области от 05.12.2005 № 1034-ПП «О мерах социальной поддержки по лекарственному обеспечению граждан Российской Федерации, проживающих в Свердловской области, страдающих отдельными социально значимыми заболеваниями, рассеянным склерозом и заболеваниями, обусловленными дефицитом факторов свертывания крови».

81.    Приказ Минздрава Свердловской области от 23.03.2005 № 187-П «О порядке назначения лекарственных средств и обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, страдающих отдельными социально значимыми заболеваниями, а также заболеваниями, требующими лечения специфическими дорогостоящими лекарственными средствами».
82.    Постановление Правительства Свердловской области от 30.06.2005 № 521-ПП «Об областной государственной целевой программе «Профилактика и ограничение распространения в Свердловской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), наркомании и алкоголизма» на 2006 год».
83.    Постановление Правительства Свердловской области от 03.04.2003 № 179-ПП «О концепции развития здравоохранения Свердловской области на 2003–2010 годы».
84.    Распоряжение Правительства Свердловской области от 17.01.2002 №  44-РП «Об областной комиссии по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции».
85.    Приказ Минздрава Свердловской области от 03.08.2001 № 333-П «О мерах по обеспечению квалифицированной лечебно-профилактической помощью ВИЧ-инфицированных беременных женщин и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей».
86.    Приказ Минздрава Свердловской области № 306-п, ЦГСЭН в Свердловской области № 01/1-150 от 09.07.2001 «О мерах по повышению качества обследования на ВИЧ-инфекцию населения Свердловской области».
87.    Указ Губернатора Свердловской области от 10.11.1997 № 411 «Об эпидемической ситуации по ВИЧ/СПИД в городе Верхняя Салда и неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Свердловской области».
88.    «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» от 17.07.2002 № 727-ОД.
89.    Закон Волгоградской области от 29.12.2005 № 1161-ОД «Об областном бюджете на 2006 год».
90.    Закон Волгоградской области от 26.05.2000 № 405-ОД «О предупреждении распространения в Волгоградской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
91.    Постановление Волгоградской областной Думы от 09.10.2003 № 13/467 «Об областной целевой программе (Подпрограмме) «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2004–2006 годы».


92.    Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 02.09.2005 № 876 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированным и членам их семей».
93.    Решение Коллегии Администрации Волгоградской обл. от 25.02.2003 № 1/2 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди населения Волгоградской области».
94.    Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 12.11.2001 № 992 «Об образовании чрезвычайной комиссии по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и профилактике ВИЧ-инфекции».
95.    Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской обл. от 09.07.2001 № 706, ОЦГСЭН от 13.07.2001 № 1-158 «О совершенствовании системы регистрации случаев ВИЧ-инфекции в области».
96.    Решение Коллегии Администрации Волгоградской обл. от 24.04.2001 № 2/6 «О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди населения Волгоградской области».
97.    Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, ОЦГСЭН от 26.01.2001 № 83/1-20 «Об организации оказания медицинской помощи носителям ВИЧ и больным СПИДом в Волгоградской области».
98.    Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 31.08.1999 № 602 «О дополнительном пожизненном ежемесячном пенсионном обеспечении ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом граждан».
99.    Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 29.03.1999 № 194-р «О подготовке и реализации проекта ООН-СПИД «Активизация действий по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации».
100.    Постановление Администрации Волгоградской области от 22.07.1998 № 396 «Об образовании межведомственного совета по профилактике СПИДА на территории Волгоградской области».
101.    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2005 № 670 «Об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2006 год».



102.    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2005 № 98 «Об утверждении республиканской программы по снижению в Республике Татарстан распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005–2007 годы («Анти-ВИЧ/СПИД»)».
103.    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.01.2005 № 4 «Об утверждении перечня категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей безвозмездно».
104.    Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан от 03.03.2004 № 3 «Об усилении мероприятий по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Республике Татарстан».
105.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан 19.12.2003 № 877 «Об утверждении плана мероприятий по стабилизации уровня роста и распространения в Республике Татарстан ВИЧ-инфекции».
106.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 27.06.2001 № 611 «О совершенствовании проведения перинатальной профилактики ВИЧ-инфекции у женщин из групп риска по ВИЧ-инфекции».
107.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 31.03.2000 № 331 «О мерах по улучшению лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией, проживающих в Республике Татарстан».
108.    Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.06.1999 № 365 «О мерах по предупреждению распространения в Республике Татарстан заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».
109.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 02.06.1999 № 418 «О профилактике ВИЧ-инфекции в Республике Татарстан».
110.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 22.04.1999 № 309 «О вопросах, связанных с профилактикой, диагностикой и лечением ВИЧ-инфекции».
111.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 15.05.1996 № 376, ГКСЭН Республики Татарстан от 06.05.1996 № 53-О «О введении в действие правил проведения медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию».
112.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 28.06.1994 № 392 «О мерах по предупреждению распространения заболеваний, передаваемых половым путем».
113.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики от 01.06.2005 № 229 «О порядке обеспечения бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях».
114.    Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2005 № 48 «Об утверждении правил обеспечения бесплатными медикаментами ВИЧ-инфицированных, лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, лиц с психическими и поведенческими расстройствами для лечения в амбулаторных условиях».
115.    Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 30.09.2003 № 71-III «О республиканской целевой программе по предупреждению распространения в Удмуртской Республике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2004–2008 годы».
116.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики от 02.07.2004 № 251 «Об организации диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом».
117.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики от 20.08.2003 № 285 «О создании консультативного совета по проблемам ВИЧ/СПИД Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».
118.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики от 20.08.2003 № 284 «О создании координационного совета Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в Удмуртской Республике».
119.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики № 172 и ЦГСЭН в Удмуртской Республике № 124 от 25.05.2001 «Об организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом».
120.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики № 290 и ЦГСЭН в Удмуртской Республике № 263 от 16.11.2001 «О тактике вакцинопрофилактики ВИЧ-инфицированных детей».
121.    Приказ Минздрава Удмуртской Республики от 25.08.1999 № 194 «О медицинском освидетельствовании граждан с проведением предварительного и последующего консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции».

Назад в раздел




Реклама


 
Фонд «Шаги»

   
© Shuma, 2006
Design by Shuma  
Поддерживается фондом «ШАГИ»